Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

25.02.2014
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Электрический ток в аккумуляторе автомобиля – это кровь стартера, как и бензин – кровь двигателя, и если аккумулятор садится, то автомобиль не то, что не поедет, а просто не заведется, что особенно страшно зимой, когда АКБ могут потерять необходимую мощность всего за несколько дней простоя на сильном морозе.
Поэтому у многих автомобилистов в гараже имеются зарядные устройства самых разных видов и моделей. Одни пришли из старых советских времен (кто не знает ВСА-5А?), другие были куплены недавно (это различные отечественные и зарубежные модели), а некоторые являются плодами инженерных талантов или простой электронной грамотности своих хозяев. Именно такие устройства, жужжащие обмоткой трансформаторов, снятых со старых телевизоров, блоков питания компьютеров или смотанные саморучно являются альтернативой дорогих сетевых выпрямителей, и именно о том, как самостоятельно, и без особых знаний собрать столь необходимую вещь, и написана эта статья.

zaryadnoe-ustroistvo-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora-svoimi-rukami-3

Экстренная зарядка аккумулятора в домашних условиях.
Часто мы становимся жертвами непредвиденных обстоятельств, когда аккумулятор разрядился, но его просто необходимо зарядить, а зарядки нет в радиусе нескольких километров. Что делать в такой ситуации? Ответ: главное не опускать руки! Помогает дедовский метод. Для экстренной зарядки аккумулятора нужно последовательно соединить обогреватель, диод и наш уставший аккумулятор. Если обогревателя нет, берем электроплитку или лампочку большей емкости. Стоит помнить, что диод базой присоединен к сети а эмиттером к плюсу батареи, а минус батареи идет в розетку. Таким способом АКБ емкостью 60 А/час, 1,5 киловатный обогреватель зарядит за 10 часов.
А если нужно зарядить мотоциклетный аккумулятор, можно использовать ту же схему, но вместо обогревателя использовать лампочку, такой силы тока будет вполне достаточно для зарядки маленькой батареи.
Но стоит помнить о правилах техники безопасности и многих НО этого метода. Зарядка в таком случае происходит напряжением в 220 вольт, а это опасно для жизни, поэтому необходимо быть особо внимательным! Во время зарядки не притрагиваться ни к какой части схемы, не допускать туда детей, а зарядку начать с подключения диода к АКБ и электрообогревателю и только потом включать все дело в сеть. О том, что нужно выкрутить пробки с АКБ напоминать не буду.
Минусом такого способа зарядки является колоссальное потребление электроэнергии, возможность перезарядки (глубокий разряд вредит аккумулятору так же сильно, как и сильный его перезаряд) и врожденная «преступность» этого метода, несколько таких циклов зарядки приведут к скоропостижной смерти батареи.

zaryadnoe-ustroistvo-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora-svoimi-rukami-2

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.
Но если от чрезвычайных ситуаций перейти к обычным условиям то лучше самому собрать зарядное устройство, которое будет устойчиво к перепадам напряжения и не даст лишней зарядки аккумулятору.
Данное зарядное устройство имеет свои рыночные аналоги и их легко можно купить на авто-рынке или через Интернет, избавив себя от паяльников, олова, канифоли, схем и долгого труда, но настоящему радиолюбителю все это приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.
А для остальных напомню, что такое устройство уже будет требовать определенный знаний в области электроники и умения читать схемы. На пальцах объяснить не получится. Итак, приступим.
Принципиальная схема сетевого выпрямителя включает в себя трансформатор Т2 и защиту FU1. Конденсаторы С1, С2 и фильтр двухзвенного трансформатора Т1 предназначены для снижения помех коммутации.
К минусовой шине, через зарядный тиристор VD1 подключен один из выходов вторичной обмотки трансформатора. Второй выход через амперметр подходит к плюсовому контакту аккумулятора. Диод VD2 подает в АКБ ток, ограниченный сопротивлением R3. Установить оба диода необходимо на радиаторы, поскольку их нагрев неизбежен. Выпрямление импульсного тока диодом VD2 ускоряет процесс восстановления пластин аккумулятора и в сравнении с диодным мостом, который обычно используется в подобных схемах, уменьшает нагрев и испарение текстолита. Но это не освобождает от проверки нагрева устройства через 2 часа после начала восстановления аккумулятора.
При сборке устройства можно использовать трансформатор Т1, сняв его с лампового телевизора или радиоприемника, переключатели SA1 можно взять любые, требования к ним – ток до 3 ампер. Конденсатор C1 должен выдерживать напряжение до 400 Вольт. Светодиод НL1 берем на собственное усмотрение, модель его значения иметь не будет.

zaryadnoe-ustroistvo-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora-svoimi-rukami-1

Амперметр, установленный в зарядном устройстве позволяет определить, на какой стадии находится процесс рекристаллизации пластин АКБ, начальное значение будет минимальным, по мере восстановления пластин, ток будет возрастать вплоть до максимального значения, а когда ток упадет практически до нулевого значения, это будет индикатором полной зарядки аккумулятора.
Если перепутать полярность зарядного устройства, светодиод на его панели не загорится, а стрелка амперметра укажет на разряд. Если не убрать аккумулятор из такого положения, то он может переполюсоваться, и скорее всего, он придет в полную негодность и не будет подлежать восстановлению.
Небольшое количество деталей, используемых при сборке зарядного устройства, позволяет поместить устройство в небольшую металлическую коробку. Нельзя забывать об отверстиях для вентиляции, поскольку нагрев данной схемы неизбежен. Для тех, кто не хочет терзаться с поиском корпуса, есть вариант взять коробку от компьютерного блока питания, неоспоримым плюсом которой является отличная вентиляция и кулер.
Зарядку можно проводить, не снимая АКБ с автомобиля, присоединив устройство «крокодилами» к клеммам и отсоединив клемму питания от автомобиля.
Для правильной зарядки нужно помнить, что время зарядки в щадящем режиме ровняется 10 – 12 часам, а сила тока десятой доле обшей емкости аккумулятора, таким образом, аккумуляторную батарею емкостью 60 А/час необходимо заряжать током в 6 ампер. Но можно ускорить процесс, уменьшение времени заряда прямо-пропорционально увеличению силы тока. Если аккумулятор работал нормально, но долгое время, можно провести профилактическую зарядку, установив его на малый ток зарядки на всю ночь.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

No comments yet.